Торжественное мероприятие, посвященное 10-летию проекта «Школа Росатома», прошло на Камчатке

17 апреля 2021

В мероприятии приняли участие губернатор Камчатского края Владимир Солодов, заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания РФ Ирина Яровая, директор Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», координатор проекта «Школа Росатома» Роман Селюков.

Во вступительном слове губернатор края отметил, что Росатом является одной из крупнейших и наиболее эффективных компаний России, которая является не только высокотехнологичным предприятием, но и основоположником лучших практик в различных сферах, начиная с эффективности производственных процессов до образования, на которое компания обращает особое внимание.

«Для Камчатки есть перспективы сотрудничества с Росатомом как по прямому его функционалу — Северному морскому пути, атомному флоту Вилючинска, так и ряду других проектов, разработкой которых сейчас занимаются в регионе. При этом хотелось бы, чтобы Камчатка стала также участником проекта «Школа Ростатома». Край должен стать тем регионом России, где даётся старт управленческим практикам, подходам к решению ключевых задач, которые стоят перед всей страной. Для этого в регионе, сравнительно небольшом по численности, есть все возможности. Также хочу отметить педагогов, работающих в крае. Это настоящие профессионалы педагогической отрасли, реализующие практики, отмеченные на уровне страны. На Камчатке в целом высокое качество человеческого капитала и есть все предпосылки для старта новых проектов», — подчеркнул Владимир Солодов.

По словам губернатора, образование — главная сфера в обществе, формирующая будущее. В этом смысле роль учителя, безусловно, играет главную роль в формировании взглядов подрастающего поколения. При этом важно вместе с детьми спроектировать, как будет выглядеть общество в дальнейшем и каким дети видят обучение в будущем. Здесь огромную роль играет ценностный каркас, который лежит в основе личности и который необходимо выстраивать в школе с раннего возраста.

Выступая перед присутствующими, Ирина Яровая отметила, что сегодня важно возрождать воспитание подрастающего поколения в школах, формировать уважение к педагогам, которые служат примером и опорой для детей. По мнению Ирины Яровой, уважение к воспитателю и учителю должно формироваться у ребенка начиная с семьи. 

«На мой взгляд, необходимо восстанавливать традиции, в том числе в сфере образования, которые были сформированы десятилетия назад. Уверена, образование — рубеж национальной безопасности. Если в стране нет надлежащего воспитания детей, не может идти речи об успешной экономике. Не будет самого главного — человека как носителя культуры. Необходимо обращаться к классике воспитания национального характера. Кроме возвращения статуса и уважения педагога, нужно также вернуть подготовку учителей на основании классической русской педагогики, в которой уже заложены инструменты, технологии воспитания личности, доброго, открытого гражданина», — сказала Ирина Яровая.

В свою очередь заместитель председателя правительства Камчатского края Виктория Сивак подчеркнула, что для Камчатки воспитательная составляющая всегда была одной из приоритетных в системе образования. В этом, по её словам, состоит уникальность краевой системы образования. 

«В крае более половины составляют сельские школы, которые являются социокультурными центрами населённых пунктов. Кроме того, в регионе проживает много военнослужащих, что также оказывает весомое влияние на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Всё это отражается на практиках, которые реализуются в школах при обучении и воспитании», — отметила Виктория Сивак.

Директор Департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин отметил, что в последнее время многие города стали участниками проекта «Школа Росатома» и работают над созданием, разработкой проектов стандартов среднего образования.

«За последние три года целая группа образовательных учреждений страны приобщилась к нашему проекту. Радостно, что и Камчатка стала тем регионом, где реализуются новые инициативы, проекты Росатома. Для нас вопросы воспитания играют важную роль. Невозможно воспитывать ребенка вне того социума, в котором он живёт. При этом большую часть времени ребёнок проводит в стенах образовательных учреждений. Воспитание является важным компонентом формирования личности и в целом социума», — сказал Андрей Полосин.

В рамках мероприятия педагоги камчатских школ сообщили об эффективных реализованных в Камчатском крае проектах, направленных на решение проблем воспитания подрастающего поколения. В регионе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. В средней школе №45 краевой столицы, одной из первых школ в России, созданы уникальные условия для привлечения социальных партнеров в процесс воспитания через «Точку кипения». Опытом подобной работы поделится директор учреждения Максим Гореликов. По его словам, внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания школьников обусловлено развитием информационных технологий, которые зачастую оказывают деструктивное влияние на мировоззрение подростков, затрудняют формирование их духовно-нравственных качеств.

«Сегодня мы как школа ставим перед собой следующую задачу: духовно-нравственное развитие, формирование информационной культуры, сознательной нравственной избирательности в восприятии информации. Для реализации данной задачи нами выбрана особая форма деятельности – школьная «Точка кипения», которая в данный момент является единственной в РФ. Ее главная задача – это создание инструмента для реализации проектной деятельности обучающихся через привлечение социальных партнёров. В их числе: детский технопарк «Кванториум Камчатка», ООО «Деловая Россия», АНО «Камчатский центр поддержки предпринимательства», Региональное отделение общероссийского народного фронта в Камчатском крае, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. В соответствии с запросами учеников определены основные направления программы «Точки Кипения»: волонтёрство, профессиональное самоопределение, предпринимательство, WorldSkills (молодые профессионалы), техническое кружковое движение, экология и природоохрана, краеведение, киберспорт», — рассказал Максим Гореликов.

Идея школьной «Точки кипения» в разрезе духовно-нравственного воспитания заключается в реализации проектной деятельности, нацеленной на развитие нравственных качеств обучающегося.

Опытом патриотического воспитания школьников в условиях закрытого военного городка поделилась Ирина Власова, директор МАОУ «Средняя школа №2» Вилючинского городского округа.

Уникальность опыта этой школы в том, что 70% старшеклассников школы продолжают обучение в военно-учебных заведениях, а потом возвращаются служить на малую родину.

«В школе разработана и реализуется программа патриотического воспитания учащихся. Цель этой программы – формирование личности гражданина и патриота России. В процессе её реализации осуществляется взаимодействие школы с органами исполнительной власти города Вилючинска, подшефными военными организациями, учреждениями культуры и спорта. Практика патриотического воспитания школьников складывается из многообразных форм развития патриотизма в урочное и внеурочное время. Несколько лет функционирует движение «Юнармия». Также реализуется программа туристско-краеведческого движения «Отечество». Участники движения работают по тематическим программам, принимают участие в краевых, всероссийских мероприятиях. Важнейшим звеном в организации воспитательного процесса, подготовке к военной службе является военно-спортивные клубы. На протяжении многих лет в школе проводится игра «Зарница», «Победа». Учащиеся-призеры краевой игры «Победа» представляли опыт работы во Всероссийском детском центре «Океан»», — отметила Ирина Власова.

Учитель истории и обществознания Николаевской средней школы Виктория Скрипникова отметила, что школа в селе является не только местом, где дети получают образование, но и социокультурным центром. А это значит, что в том числе на школе лежит ответственность за воспитание детей.

«На наш взгляд, пространство, в котором дети находятся ежедневно, должно воспитывать. Поэтому в школе есть экспозиция репродукций картин великих художников, которая меняется в соответствии с воспитательными событиями. Ребята узнают об авторах картин и событиях, изображенных на них, сами проводят экскурсии. Стенды на стенах школьных коридоров не просто украшают их, а используются учителями на уроках. Например, урок по теме «Крымская война» в 9 классе фактически проводится в коридоре, где педагог обращается к красочной информации, посвященной этому событию. Вместо скучного звонка в нашей школе звучит музыка Баха, Чайковского и других великих композиторов.  Сегодня ребята сами создают то пространство, в котором им хочется находиться – шахматный уголок, тематические выставки, макеты для уроков, музыкальные перемены», — рассказала Виктория Скрипникова.

Завершая мероприятие, Владимир Солодов выразил готовность правительства Камчатского края поддерживать инициативы, реализуемые в школах Камчатки.

Власть и общество

В.И. Сивак В.В. Солодов

Министерство образования Камчатского края